Российская газета-неделя,
20 ноября 2008 г.
В палату за плату 630 просмотров
Сегодня практически все население республики охвачено обязательным медицинским страхованием, гарантирующим получение бесплатной медицинской помощи.
Тем не менее, якутянам все чаще при лечении приходится выкладывать деньги: то за УЗИ, то за анализы. Об этом и перспективах реформы медицинского страхования мы поговорили с исполнительным директором территориального фонда обязательного медицинского страхования республики Василием Ивановичем Назаровым.
Закон устарел Российская газета: Люди боятся, что со временем платная медицина окончательно вытеснит гарантированную Конституцией бесплатную медицинскую помощь. Вроде бы все работающие граждане перечисляют деньги в фонд обязательного медицинского страхования, однако даже в государственных поликлиниках и больницах за многие услуги приходится платить дополнительно. Василий Назаров: В течение более 15 лет существования системы страховой медицины в стране финансирование медицинского страхования шло с дефицитом. Поэтому в условиях, когда государство не в состоянии оплатить лечение в полном объеме, пациент вынужден, чтобы получить качественную помощь, доплачивать сам. Это неправильно. В своем обращении к Федеральному Собранию Президент Дмитрий Медведев говорил о реформе здравоохранения, в частности, высказал мнение, что система обязательного медицинского страхования в стране не отвечает реалиям и должна быть изменена. Закон об обязательном медицинском страховании, принятый в 1991 году еще Верховным советом СССР, а затем измененный и дополненный в 1993-м, устарел. Сейчас Правительство РФ готовит новый проект. Задача номер один нового закона - наполнить систему медицинского страхования деньгами, чтобы бремя дефицита не ложилось на карман пациентов.
Выздоровел? Распишись! РГ: В 90-х годах прошлого века, когда в стране создавались фонды обязательного медицинского страхования, людям обещали, что застрахованные смогут выбирать лечебные учреждения и врачей. Однако сегодня даже в городских поликлиниках, как правило, пациенты не могут выбирать специалиста по своему желанию. Назаров: В действующем законе сказано, что гражданин имеет право на выбор и страховой компании, и лечащего врача. На деле получается, что контракты со страховщиком заключает работодатель, то есть страховую фирму сам работник выбрать не может. К тому же все пациенты прикреплены территориально к своим поликлиникам, получающим выплаты от государства на предоставление им медицинских услуг. Тем не менее, у нас в республике в крупных городах граждане имеют право, написав заявление на имя главного врача, открепиться и перейти в другую поликлинику. А вот выбор врача может осуществляться только внутри поликлиники или участка. Но даже этот принцип не работает в маленьких районных или наслежных лечебных учреждениях, где у пациентов нет альтернативы. И опять скажу о новом законе, который должны принять депутаты Госдумы. В нем должен быть введен элемент материальной заинтересованности лечебного учреждения и конкретного врача. Врач всегда обязан знать, что только качественно пролечив пациента, он получит за это соответствующее вознаграждение. А если не будет лечить или будет лечить плохо, то пациенты уйдут к другому врачу. В идеале, должны быть разработаны стандарты оказания медицинской помощи. Стандарт четко скажет, что если у пациента такой-то диагноз, то ему должны предоставить такие-то виды лечения обязательно, в случае осложнения - такие-то дополнительные процедуры. Врач обязан знать, при каком заболевании какую помощь и в каком объеме должен оказывать. И больной тоже должен четко знать, какие обследования ему назначат при бронхите, а какие - при колите. И очень хорошо было бы при выписке пациенту расписываться в истории болезни или в амбулаторной карте в том, что он получил лечение по стандарту, удовлетворен или нет качеством обслуживания. По этим критериям и должны получать зарплату и премии медицинские работники.
Пилотные проекты РГ: Пока примут новый закон, якутянам так и придется стоять в очередях в поликлиниках, да еще и доплачивать за некоторые виды обследований? Назаров: В государственных лечебных учреждениях платные услуги должны осуществляться после рабочего времени, но никак не параллельно с основной работой. А на счет очередей: это связано не только с тем, что врачей не хватает, в иных учреждениях плохо налажена организация работы. Многое зависит от руководителя. Кстати, в республике уже действуют пилотные проекты стимулирования работы медперсонала. В Хангаласском, Горном, Мегино-Кангаласском районах, в поселке Чульман Нерюнгринского района, в Якутской городской больнице № 4, в Якутской республиканской офтальмологической больнице и республиканской больнице N3 уровень зарплат медицинских работников уже зависит от качества оказанной помощи.
Медстрах на совесть РГ: Могут ли страховые фирмы или территориальный фонд обязательного медицинского страхования реально защитить права граждан в случае получения некачественной медицинской помощи или врачебной ошибки? Назаров: Сегодня страховые компании, которые берут на себя всю работу с медицинскими учреждениями, это не просто посредники-диспетчеры. Они должны контролировать качество помощи, обеспечивать полное своевременное финансирование, и им выделяются из нашего фонда на это необходимые средства. Если у пациента возникают какие-то проблемы, они должны помочь решить их. Для этих целей созданы отделы защиты прав застрахованных, куда можно обратиться за консультацией. Обратиться можно и непосредственно к нам в территориальный фонд. Во всех отделах защиты прав застрахованных открыты "горячие" телефонные линии. Сегодня представители страховых организаций есть и в самих лечебных учреждениях, то есть пациенты могут получить консультацию непосредственно в момент оказания медицинской помощи. Так, в прошлом году отмечался значительный рост обоснованных жалоб на плохое качество медицинской помощи - 32 жалобы. В связи с этим вопрос о снижении качества медицинской помощи был рассмотрен на коллегии Минздрава республики. В этом году число жалоб снизилось в четыре раза. Но по большому счету на сегодня у нас нет специального закона, который обеспечивал бы реальную защиту прав пациента в случае злоупотребления его интересами, в случае врачебной ошибки, в случае некачественной, недобросовестной лечебной помощи и так далее. Такой закон необходим. Сегодня пациенты для защиты своих прав пользуются законом о защите прав потребителя. Так что, как видим, реформа в здравоохранении действительно предстоит серьезная, системная, многоступенчатая и, думаю, с ее вводом должно измениться, кроме всего остального, и качество бесплатной медицины.
Варвара КУЛИЧКИНА
Вся пресса за 20 ноября 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Реформа ОМС, Регионы
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
10 октября 2025 г.

|
|
ГТРК Кубань, 10 октября 2025 г.
Больше страховых возмещений стали выплачивать на Кубани

|
|
РБК.Черноземье, 10 октября 2025 г.
Выплаты по агрострахованию в Черноземье достигли почти 500 млн руб.

|
|
ГТРК Кострома, 10 октября 2025 г.
Костромичка стала жертвой мошенников при попытке получить электронный полис ОМС

|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 октября 2025 г.
Рынок коммерческого страхования становится все более благоприятным для покупателей

|
|
ЮГА.ру, Краснодар, 10 октября 2025 г.
Регионы Северного Кавказа вышли в лидеры по мошенничеству с ОСАГО

|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 октября 2025 г.
Южнокорейские страховщики конкурируют за эксклюзивные ниши — от деменции до задержек метро

|
|
Российская газета онлайн, 10 октября 2025 г.
Основные различия между полисами ОМС и ДМС. Что нужно знать

|
|
auto.mail.ru, 10 октября 2025 г.
Названы регионы с повышенным риском мошенничества в сфере ОСАГО

|
|
Business FM Кубань, 10 октября 2025 г.
На «Финополисе» рассказали о грядущих изменениях в ОСАГО

|
|
Реальное время, Казань, 10 октября 2025 г.
С шестикратным ростом рынка до 66 млрд рублей на пороге реформ ОСАГО и ОМС

|
|
ГТРК Татарстан, 10 октября 2025 г.
Объем страховых премий в Татарстане за 19 лет увеличился на 55 млрд рублей

|
|
Татар-информ, Казань, 10 октября 2025 г.
Татарстан лидирует в ПФО по страховым сборам за первое полугодие

|
|
Интерфакс, 10 октября 2025 г.
РСА отнес 10 регионов РФ к зоне повышенного риска мошенничества в сфере ОСАГО

|
|
Коммерсантъ, приложение, 10 октября 2025 г.
«От всех рисков»

|
|
Коммерсантъ, приложение, 10 октября 2025 г.
«Страховщики — амбассадоры превентивной медицины»

|
|
Коммерсантъ, приложение, 10 октября 2025 г.
Страховка на час

|
|
Коммерсантъ, приложение, 10 октября 2025 г.
Радость клиента — боль страховщика

|
 Остальные материалы за 10 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|